Все современные автомобили оснащаются катализаторами, для понижения выброса вредных веществ во внешнюю среду. Это конечно полезное устройство, но пока оно является достаточно капризным в эксплуатации, и его поломка может существенно подпортить жизнь автомобилиста.
Катализатор состоит из корпуса и бобин, которые представляют собой керамические соты, покрытые внутри слоем благородных металлов или их сплавов. Они реагируют с вредными веществами выхлопных газов и нейтрализуют их. Находится катализатор сзади коллектора. Его работу регулирует два лямбда-зонды. Размер сот небольшой, соответственно они могут забываться.
Основные неисправности катализатора
Самые распространенные неисправности:
- Забивание бобин. Такая поломка возникает при длительной заправке автомобиля бензином низкого качества. Еще одна причина – попадание смазки двигателя в цилиндры.
- Повреждение сот в результате удара. Такое может случиться при езде по плохим проселочным дорогам.
- Оплавление бобин в результате действия высокой температуры.
- Израсходованный ресурс. Со временем металлический слой истончается, выводя из строя катализатор.
Признаками поломки являются засветка иконки «check engine» на панели приборов, понижение динамики машины на большой скорости, шум в районе дна автомобиля, запах сероводорода из выхлопной трубы.
Проверка катализатора
Без снятия с автомобиля
Для этого исследуют выхлопные газы на газоанализаторе, который подключается к выхлопной трубе. После анализа делают заключение о степени забитости.
Еще один способ – измерение давления на входе. В случае забитости оно возрастает на высоких оборотах двигателя. В трубе, ведущей к нейтрализатору, высверливают отверстие и нарезают резьбу. В нее вкручивают штуцер, подключают трубку из меди, натягивают шланг и вставляют манометр. Давление измеряют в разных режимах работы мотора. Недостатком метода является сложность выполнения. Но в гаражных условиях его можно немного упростить.
Автомобиль поднимают на подъемнике или ставят на яме, снимают лямбда-зонд. В это место вкручивают патрубок и надевают резиновый шланг. Чтобы он не сполз, можно зафиксировать хомутом. Ко второму окончанию шланга тоже подключают патрубок, после чего нужно завести мотор и держать обороты как минимум на 3000, повышая моментами к 5000. В этот момент ассистент измеряет давление. Для удобства надо взять долгую трубку, которая достает до салона.
Со снятием
Катализатор снимается и осматривается на свете.